Это ироническая повесть о человеке обыкновенном, который когда-то, в далеком детстве, неожиданно для себя вдруг соприкоснулся с миром искусства. Оказалось, что этот мир – такой же реальный, как и мир подлинный, живой и настоящий. Не будучи талантливым, одаренным, этот человек посвятил всю свою жизнь изучению природы этого мира.
Ему казалось, что он совершает невероятные чудесные открытия, доступные только ему одному и еще некой касте избранных. В итоге, все свелось к тому, что это изучение превратилось в настоящую каторгу, наполненную именами, датами, цифрами, названиями городов, стран и мест, в которых этот человек никогда не бывал.
Пришлось изобрести особый язык, чтобы скорописью записывать информацию и особый шифр, чтобы никто не смог прочитать записанное, потому что одновременно с процессом познания родился страх перед тем, что эти записи могут когда-нибудь поднять на смех. Прошло много лет, прежде чем человек понял: все, что он в течение десятилетий записывал, шифровал и копил, давным-давно является общим местом, известным каждому, кто хоть однажды соприкасался с миром большого искусства.
Поняв, что жизнь его оказалась, потрачена впустую, человек решает уничтожить свой каталог информации, который он называет Грох (по имени армянского бога-писца), а когда все-таки уничтожает, то осознает, что ничего в жизни у него больше не осталось. Вместе с Грохом исчезает смысл его жизни.
И тогда приходит понимание, что даже если ты делаешь «открытие», которое давно не является открытием, но при этом оно доставляет тебе чувство истинного наслаждения, и ты изумляешься красоте замысла и тонкости исполнения, значит, жизнь твоя наполнена смыслом. Таким, который нельзя надеть, попробовать на вкус, потрогать и взвесить.
Другое дело, что всему есть мера. Герой повести потерял себя, сделавшись рабом информации о мире, в котором ему нет места как исполнителю, а только как зрителю, читателю, слушателю. Он это понял тогда, когда изобрел и доказал свою собственную «теорему Боттичелли», но изменить ничего уже было невозможно.