Сегодня граффити уже не считается вандализмом. Рисунки на стенах со временем переросли в нечто большее и стали настоящим искусством. И хотя время от времени хмурые коммунальщики неосторожно закрашивают новые шедевры уличных художников, стрит-арт уже не победить.
От баллончика до золота - один стрит-арт
Свою первую работу - одушевленное дерево, на которое садится комар, - Никита Романов нарисовал на стене 11 лет назад.- С детства вокруг меня были творческие люди, некоторые из которых неравнодушны к молодежным течениям, в том числе и граффити. Как-то так сложилось, что тоже стал рисовать на стены, - рассказал Никита.
Позже у художника появился и свой звучный псевдоним - Erendaj , придуманный от инициалов «Р.Н.Д.», то есть Романов Никита Дмитриевич. И теперь его можно заметить на многих шедеврах художника.
Если для граффити нужен лишь баллончик с краской и стена, то современное стрит-арт искусство сегодня — это нечто больше, чем просто надпись на фасаде здания. Неоднозначная картина может остановить прохожего, заставить задуматься и даже вовлечь в диалог.
Так происходит и с работами Никиты Романова - они трогают до глубины души. Но смысл раскрывается порой не сразу - можно долго рассматривать сюжет, примеривая к нему философское название. Вот, к примеру, «Тропа цивилизации» иллюстрирует человеческую цивилизацию, начиная от доисторических времён и заканчивая неизвестным будущим.
- Работа не даёт конкретный ответ, а лишь заставляет задуматься - куда мы идём и что нас ждёт, - поясняет смысл своего творения автор.
Еще одна необычная картина - «Рука царя Мидаса»: по мифологии, был царь, прикосновение руки которого превращала все в золото.
Кстати, единого стиля в творениях пензенского художника, по его словам нет - он меняется в зависимости от настроения - начиная от сюрреализма и заканчивая академичностью, абстракцией или фотореализмом.
Живой огонь
Но и этого свободному художнику мало. В своем творчестве Никита идет дальше, используя инсталляции. В них, помимо обычной графики, автор органично применяет скульптурные элементы - стекло, огонь, дерево. Пример одной из таких его работ, которую можно увидеть в Галерее современного искусства GlobalArt в Бельгии, - «Пожар в глазах». Завораживающий огонь в глазах - настоящий, создан с помощью досок, монтажной пены и бензина.Созданные пензенским художником картины живут своей жизнью, но герои в них не просто смотрят на нас со стены. Они способны двигаться, чувствовать, мыслить. Это так называемые видеоарты, или видеостритарты - небольшое видео длительностью до одной минуты, в котором творение художника вдруг оживает. Эффект потрясающий!
- К некоторым своих работам я искал дополнительные способы передачи информации самой идеи. А видеоряд - это передача информации посредством звука и движения, - поясняет свою находку наш собеседник.
Одна из последних работ Никиты поражает своими масштабами. Во всю стену пятиэтажки в Урюпинске выросло граффити «Хранительницы Солнца».
- Это три девушки, косы которых сплетаются в единый защитный круг, внутри которого солнце. Солнце - символ хорошей и безбедной жизни, - поделился мастер.
Такая позитивное и легкое творение нашего художника пришлось урюпинским жильцам многоэтажки по душе.
В Пензе все творения Никиты также оптимистичные и узнаваемые. Среди его работ - портрет Шурика из «Кавказской пленницы» на Фонтане, «Стена джаза» с портретами Виктора Чеха и Валерия Дмитриева на улице Пушкина, два портрета на стене набережной Суры напротив «Ростка», а также стена, расписанная художником для детской школы искусств «Лира», на которой изображена певица Лидия Русланова, пензенский музыкант Алексей Турищев и композитор Сергей Прокофьев. Год назад ко Дню Победы в подземном переходе на проспекте Победы появилось и патриотичное граффити.
Но в отличие от Екатеринбурга и Нижнего Новгорода, где создают даже туристические маршруты по местам с творениями художников стрит-арта, в нашем городе свободное искусство приживается пока с трудом.