Недавнее ЧП в аэропорту Шереметьево заставило многих всерьез задуматься о безопасности авиаперелетов. Корреспондент "НГ" встретился с директором пензенского аэропорта Юрием Осколковым и задал ему несколько вопросов.
- Юрием Иванович, начался сезон отпусков. Работники пензенского аэропорта это уже почувствовали?
- Пока нет. Прошедшие майские праздники почему-то уменьшили активность перемещения пензенских авиапассажиров. Может быть, на это повлияла нашумевшая катастрофа в аэропорту Шереметьево. За 12 дней праздников пассажиропок в пензенском аэропорту снизился на 1200 пассажиров (по сравнению с этим же периодом прошлого года).
- Пассажиропоток зависит от человеческой психологии?
- Сейчас из пензенского аэропорта летают самолеты Superjet?
- Сейчас пока нет, но с 25 мая Суперджеты из Пензы будут летать в Сочи. Мне не хотелось бы делать поспешных выводов. Хочу лишь подчеркнуть: сама эта машина в принципе не плохая. Думаю, что в недавней авиакатастрофе в Шереметьево в большей степени виноват человеческий фактор. Если у пилота нет соответствующей квалификации и опыта, то это приводит к негативным последствиям. Какой бы самолет ему не доверили.
По опубликованному видео ЧП в Шереметьево невооруженным глазом видны ошибочные действия экипажа. Приведу простой пример: чем сильнее запустить камешек в реку, тем больше он сделает отскоков. Превышение посадочной скорости самолета влечет так называемое «козление» - отскок воздушного судна. Если бы поступательная скорость суперджета в Шереметьево была в пределах нормы, то отскоков судна не было. Так что дело не в самолете, а в экипаже. Что им руководило? Почему пилоты не зашли спокойно на посадку? Да, они попали в грозу. Но такое часто происходит. Но у самолета есть защита, предусмотрен громоотвод. Да, отказали приборы: ну и что? Все это подробно расписано, как следует выходить из подобных ситуаций. Кроме того, в сложных случаях экипажу помогает диспетчер.
Прослушаем переговоры, которые вел экипаж Суперджета с диспетчером:
- Нет, у меня все нормально, в пределах нормы, - отвечает пилот.
Сейчас идет шумиха вокруг того, что несколько авиарейсов суперджетов после произошедшего ЧП отменили. Дело в том, что авиакомпания, эксплуатирующая эти судна, теперь при малейшем подозрении останавливает самолет. Однажды обожглась и теперь перестраховывается.
- Готов ли пензенский аэропорт к возможным внештатным ситуациям?
- Каждый аэропорт имеет у себя соответствующие службы. У нас тоже такая есть, которая имеет необходимое оснащение, технику, средства, личный состав для принятия необходимых мер в случае возникновения внештатных ситуаций. Не дай бог, конечно.
Но не забывайте, что в ходе переговоров экипажа и диспетчера суперджета пилот ни слова не сказал о каких-то проблемах на борту. Наоборот пилот заверил, что у них все нормально. Так что бдительность наземных служб была усыплена. Поэтому они и не приехали на помощь так быстро.
- В какие города сегодня можно полететь из Пензы?
фото: uniton.ru
- На сегодня основные направления: Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Симферополь. Других, к сожалению, пока нет. На прошлой неделе к нам приезжали представители авиакомпании «Руслайн». От нас они отправились в Саранск для заключения договора на полеты по маршруту Екатеринбург – Саранск - Минводы на осенний период. Я высказал пожелание, чтобы с нами тоже был заключен такой договор: рейсы через день можно организовать через Саранск и через Пензу. Теперь в «Руслайне» будут обдумывать, обсчитывать, чтобы принять окончательное решение. Кстати, раньше в Минводы из Пензы самолеты уже летали.
Конечно, авиарейс из Пензы до Минвод на все 50 мест мы не заполним. Но 5-10 пассажиров можно сажать в Екатеринбурге и потом, к примеру,15-20 человек догружать в Пензе. Тогда рейс будет рентабельным.
Сегодня среди пензенцев востребован зимний авиарейс до Сочи. Мы будем добиваться, чтобы его оставить на зиму. Сейчас в планах он пока стоит только до октября.
А самый востребованный авиарейс из Пензы по-прежнему - до Москвы.
- В последнее время для пензенских самолетов были закрыты ряд направлений...
- Да, это так называемые региональные перевозки. Это был проект бывшего полпреда президента в ПФО Михаила Бабича. Сначала из Пензы организовали 7 таких маршрутов. Но некоторые из них были закрыты в первый же год, к примеру, Пенза-Самара, который не пользовался популярностью.
Самыми востребованными региональными маршрутами были Пенза-Казань и Пенза - Нижний Новгород, которые просуществовали до сентября прошлого года. Их осуществляла авиакомпания «Оренбуржье». Эти авиаперелеты проводились за счет субсидирования из федерального бюджета - 25 %, из бюджета области - 25%, а 50 % оплачивал сам пассажир. Но в связи с резким подорожанием керосина и инфляции авиакомпания «Оренбуржье» была вынуждена уйти с этих маршрутов.
- Расскажите о планах по реконструкции пензенского аэропорта.
- В Совете федерации состоялась презентация пензенского аэропорта, в том числе проекта по новому аэровокзалу. Валентина Матвиенко согласилась, что строительство аэровокзала Пензе необходимо.
Региону были предложены три инвестора, в том числе ООО «Новапорт холдинг», которое занимается аэропортами регионального значения. Этот инвестор сегодня является собственником 16 аэропортов РФ.
Сейчас эта сеть проводит работу по включению в свой холдинг аэропорта Воронежа. Отмечу, что были проведены переговоры с губернатором и Правительством Пензенской области по вхождению в холдинг Пензенского региона. Условия вхождения будут оговорены в планируемом подписании соглашения между губернией и ООО «Новопорт холдинг», которое состоится в ближайшее время.
- Насколько реально сегодня из пензенского аэропорта пустить международные рейсы?
- Международные полеты из Пензы востребованы только в определенный период, а именно в период летних отпусков. Для международных рейсов нужен «Боинг» на более 100 мест или «Аэробус» . Нужно иметь в виду, что в ноябре немногие пензенцы полетят за границу на 150-местном самолете. Даже если рейс будет отправляться один раз в неделю. Маловероятно, что мы полностью укомплектуем такой самолет. Кроме того, сегодня покупная способность населения не слишком высока.