На днях в Пензе отметили День речного флота. «НГ» решил вспомнить историю речного транспорта нашего города и оценить перспективу его возрождения.

Новые катера


Речной транспорт в городе на Суре обосновался давно. В 70-80 годы ушедшего века он был на подъёме. А сейчас, возможно, начинает переживать некое возрождение. В нынешнем мае, в канун открытия навигации, население порадовалось сообщению о том, что в текущем году речной флот города пополнился новым судном.

Само возрождение перевозок водным транспортом по Суре, в том числе прогулочными катерами, обсуждалось в Пензе давно и регулярно. В прошлом году долгожданный процесс наконец-то проанонсировали. И даже перевозки возобновили. Но тогда особого ажиотажа и оптимизма это событие, к сожалению, не вызвало.

Удовольствие оказалось не дешевым - 400 рублей за часовую прогулку на катере в будний день. В 2022 году такая же поездка стала стоить на 50 рублей дороже.

Как это было


Возрастные горожане ещё не забыли те годы, когда летом на реку выходила наша, пусть скромная, старенькая, тихоходная, но обожаемая флотилия: прогулочные катера «Лермонтов», «Белинский», Сура» и «Чайка». Конечно, изысканным комфортом они не изобиловали. Но умеренным потребностям советских людей и требованиям безопасности отвечали полностью.

Не зря же, за всё время их эксплуатации не было зафиксированного ни одного несчастного случая! Катере планово ремонтировали и бережно эксплуатировали. Не даром они работали более двух десятков лет.

И стоимость поездки в один конец, например, в 2005 году равнялась 15 рублям. А час аренды катера тогда стоил тысячу рублей. И горожане пользовались такой возможностью, отмечая на катерах дни рождения, свадьбы и юбилеи.

Последним сезоном для нашей речной флотилии стал 2012 год. Затем МУП «Пассажирские перевозки Пензы», на балансе которого находились речные катера, объявили банкротом. И, пришедший в негодность водный транспорт, продали с аукциона и увезли с территории Пензы.

Несудоходная Сура


Надо понимать, что река Сура в черте Пензы не является судоходной. И чтобы ей стать пригодной для судоходства в Пензенской области, нам надо бы осуществить масштабные работы. Создать навигационную обстановку. Составить карты. Обозначить излучины и мели. Нанести рельеф дна. Дело это весьма затратное.

При социалистическом, плановом хозяйствовании водному транспорту уделялось пристальное внимание, но даже тогда Пензенская область не могла рассчитывать на детальное обследование дна Суры, чтобы включить реку в перечень внутренних водных путей сообщения. Затем в регионе была построена Сурская плотина, и повис вопрос: а на какое расстояние, какие грузы и каких пассажиров экономически оправдано по Суре перевозить? Оказалось, что перевозки не обоснованы ни чем.

Ждать ли туристов?


Основные пассажиры на Суре – это дачники. Их нехитрый маршрут: с набережной от Ростка у Бакунинскго моста до Барковки. Но практика показала, что наземным транспортом добраться до дачных участков быстрее и дешевле.

Наивно полагать, что прогулочные катера на Суре стремительно укрепят туристическую привлекательность Пензы. Многие соседние регионы расположены на берегах более полноводных рек, чем Сура, и удивить красотами нашего побережья пока затруднительно.

Поэтому ожидать паломничества российских туристов, жаждущих прокатиться по глади Суры и насладиться местными пейзажами поначалу окажется не так велико, чтобы окупить затраты по налаживанию у нас коммерческого судоходства.
Защита от автоматических сообщений