Особенных детей, которые в сентябре сядут за парты в обычных школах, с каждым годом становится больше. Как в Пензе реализуются новые стандарты инклюзивного образования, по которым обычные дети могут учиться в одном классе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выяснил «НГ».

Мы рядом

Недавно мама ребенка с синдромом Дауна пожаловалась, что ее дочку не берут в первый класс обычной школы — предлагали подождать года два-три, когда учителя к этому будут готовы. Ситуацию помогла исправить детский омбудсмен Елена Столярова. 

— У нас есть коррекционные школы, 30, 27 и 54-я, — пояснила она. — Но эта мама захотела отвести своего ребенка в обычную школу. Мы поговорили с ней и с директором, и решили пойти ей навстречу.

Однако, по словам уполномоченного по правам ребенка в Пензенской области, маме «солнечного ребенка» придется приложить немало усилий, чтобы девочка чувствовала себя комфортно в общеобразовательной среде. Женщине посоветовали войти в родительский комитет.

Кроме того, постоянно сопровождать ребенка и при необходимости забирать домой. Учитель же должен объяснить классу, что не все ребята одинаковые, и научить сверстников с уважением относиться к однокласснице с особенностями. 

Без помощника для ребенка — тьютора — не обойтись. А проекты, по которым таких специалистов в Пензе собираются обучать в массовом порядке, еще в разработке. 

— По возможности школы готовят индивидуальную программу для особенного ребенка, если существует такой запрос, — отметила начальник отдела общего образования и информационного обеспечения Марина Шарошкина. — Обращения от родителей поступают единицы, но с каждым годом их становится больше. 

Проблема дефицита кадров — одна из основных. Чиновники от образования признают, что затраты на особенного ученика в 3–4 раза больше, чем на обычного. И дорогие дети не всякой школе под силу. Поэтому каждое учебное заведение изыскивает свои пути. Привлекают к участию психологов, студентов-волонтеров, родителей. Благо, к примеру, школа находит средства на зарплату тьютора, если в ней не один ребенок-инвалид, а три. 

И все же, уверены педагоги, деньги не главное. В данной ситуации важнее не учеба детей с ограниченными возможностями здоровья, а их социализация.

Пандус к успеху

Но не всем родителям нравится, что рядом с их обычным ребенком за одной партой сядет необычный. В соцсетях тоже обсуждают эту тему. 

— И смысл? Педагог либо будет заниматься только одним таким ребёнком на уроке, а остальной класс будет самостоятельно изучать программу. Либо педагог будет заниматься классом, а такой ребёнок будет в стороне, 
— сходятся во мнении противники новшества.

И продолжают сгущать краски: над «чужаком» будут издеваться, учителю будет тяжело, и он не сможет его наказать за ту же провинность, что обычных детей и т. д. 

Мама ребенка с ДЦП в ответ спорит: по ее словам, проблем с устройством сына в обычную школу не было. А благодаря стараниям учительницы и хорошему отношению руководства школы, ребенок добился успехов. 

— У него голова хорошо работает. Да, вначале тяжело было. Возили к репетиторам. Только три «тройки» вышло, — говорит она. — Каждый день ездим в Пензу (семья живет в районе — Корр.), выезжаем в пять утра на лечение. 

Как бы там ни было, никто не застрахован от появления в семье особенного ребенка. Но для инклюзивного обучения в Пензе для начала нужны хотя бы пандусы в школах. 

Кстати

В прошлом году в 125 общеобразовательных организациях инклюзивно обучались 447 детей с ОВЗ. Это дети с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутического спектра. 
Защита от автоматических сообщений