Мы рядом
Недавно мама ребенка с синдромом Дауна пожаловалась, что ее дочку не берут в первый класс обычной школы — предлагали подождать года— У нас есть коррекционные школы, 30, 27 и
Однако, по словам уполномоченного по правам ребенка в Пензенской области, маме «солнечного ребенка» придется приложить немало усилий, чтобы девочка чувствовала себя комфортно в общеобразовательной среде. Женщине посоветовали войти в родительский комитет.
Кроме того, постоянно сопровождать ребенка и при необходимости забирать домой. Учитель же должен объяснить классу, что не все ребята одинаковые, и научить сверстников с уважением относиться к однокласснице с особенностями.
Без помощника для ребенка — тьютора — не обойтись. А проекты, по которым таких специалистов в Пензе собираются обучать в массовом порядке, еще в разработке.
— По возможности школы готовят индивидуальную программу для особенного ребенка, если существует такой запрос, — отметила начальник отдела общего образования и информационного обеспечения Марина Шарошкина. — Обращения от родителей поступают единицы, но с каждым годом их становится больше.
Проблема дефицита кадров — одна из основных. Чиновники от образования признают, что затраты на особенного ученика в 3–4 раза больше, чем на обычного. И дорогие дети не всякой школе под силу. Поэтому каждое учебное заведение изыскивает свои пути. Привлекают к участию психологов,
И все же, уверены педагоги, деньги не главное. В данной ситуации важнее не учеба детей с ограниченными возможностями здоровья, а их социализация.
Пандус к успеху
Но не всем родителям нравится, что рядом с их обычным ребенком за одной партой сядет необычный. В соцсетях тоже обсуждают эту тему.— И смысл? Педагог либо будет заниматься только одним таким ребёнком на уроке, а остальной класс будет самостоятельно изучать программу. Либо педагог будет заниматься классом, а такой ребёнок будет в стороне, — сходятся во мнении противники новшества.
И продолжают сгущать краски: над «чужаком» будут издеваться, учителю будет тяжело, и он не сможет его наказать за ту же провинность, что обычных детей и т. д.
Мама ребенка с ДЦП в ответ спорит: по ее словам, проблем с устройством сына в обычную школу не было. А благодаря стараниям учительницы и хорошему отношению руководства школы, ребенок добился успехов.
— У него голова хорошо работает. Да, вначале тяжело было. Возили к репетиторам. Только три «тройки» вышло, — говорит она. — Каждый день ездим в Пензу (семья живет в районе — Корр.), выезжаем в пять утра на лечение.
Как бы там ни было, никто не застрахован от появления в семье особенного ребенка. Но для инклюзивного обучения в Пензе для начала нужны хотя бы пандусы в школах.