На открытие выставки приехал сам мастер — европейский шоколатье Николай Попов. Родом из Крыма, он в прошлом себя скромно именует обычным кулинаром. Теперь он знаменит, уже 20 лет радуя людей своим творчеством, буквально, по его словам, «взрывая шоколадом им мозг».
В день по зёрнышку
Началось всё с бельгийского шоколада, который однажды дали Николаю попробовать.
— Я два года ел его лишь по одному зёрнышку, — вспоминает он. — После него во рту ещё долго оставался шоколадный аромат.
Вдохновлённый этим, Николай бросил работу и открыл шоколадное кафе, которое стало популярным в Симферополе. Однако ему хотелось творить дальше и больше, и он совсем оставил бизнес.
Усовершенствовав своё мастерство в Академии шоколада во Франции, он решает посвятить себя искусству. Так родился проект турне, смысл которого — путешествовать по разным городам с шоколадной выставкой.
— Я не горжусь тем, что я скульптор или художник, — говорит мастер. — Просто хочу донести историю шоколада до людей.
«С шоколадом надо разговаривать»
На выставку в Пензу приехало 200 экспонатов, это 250 килограммов шоколада и три месяца работы. Всё это Николай сделал в одиночку.
— Шоколад — уникальный и живой материал, к нему надо подходить с настроением и всегда разговаривать, — улыбается он. — Из него можно лепить, его можно лить, писать цветные картины.
В музее есть самая маленькая вещь из столовой ложки белого шоколада, которая никогда не перевозится и делается всегда на месте
— Понадобилась куча чертежей и расчётов, чтобы шоколад сам себя держал, — пояснил Николай Попов.
Съедобные экспонаты
У каждого экспоната — своя история, и она постоянно пополняется после очередного города. Так, после выставки в Минске в коллекции появился «Пояс Витовта». Это точная копия изделия, только в шоколаде, как и яйца Фаберже и короны Российской империи.
По словам шоколатье, египетскую пирамиду он посвятил первым сладостям — конфетам, которые делали, смешивая дикий мёд с финиками. А белый рояль изваял ради Моцарта.
Есть и более прозаичные вещи из шоколада — например, пивные кружки и сковорода с яичницей. Мальчишкам наверняка понравится оружие из шоколада, будто настоящее.
Все экспонаты съедобные, без химических добавок, но кусать их всё же не следует — они сделаны более года назад. Свежие лишь две картины, которые шоколатье сотворил в Пензе за две ночи — это портрет Лермонтова и копия картинной галереи.
Самое сложное в шоколадном деле, как замечает Николай, — транспортировка и хранение экспонатов, нужен температурный режим 22–23 градуса.
— Над этим работает много людей, но неожиданностей хватает, — добавляет Николай. — Половина вещей не доезжает.
Каждые два года все изделия утилизируются либо сами рассыпаются. Мастер об этом не жалеет: это новые идеи и творчество.
Теперь в ближайшие два месяца здесь ждут пензенцев, которые желают насладиться уникальным музеем.