Педагоги гимназии Светлана Бурлакова, Екатерина Бондарь, Татьяна Бакунина как победители конкурса в рамках проекта «Школа Росатома» за 10 дней поездки побывали в двух школах, детском саду, в необычном учреждении образования на воздухе и в стокгольмском университете.
В обычной школе Хельсинки не раздаются звонки. Финские учителя следят за расписанием, поглядывая на часы. Продолжительность уроков для младших и старших учеников разная. Нет домашних заданий и обязательной школьной формы. Дети ходят по школе в носках. Не придерживаются никакого
«При этом статус педагога в обществе на несколько порядков выше, чем в российском, — пояснила одна из участниц стажировки, завуч гимназии Светлана Бурлакова. — У финских родителей высокий уровень доверия к профессиональной работе учителей».
Система образования Финляндии считается одной из успешных в мире. По данным исследований РISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — Корр.), финские школьники признаны самыми читающими. Они занимают 2 место, показывая свои знания по естественным наукам, 5 место — по математике.
Принципиальное отличие финской системы образования от российской в том, что школа готовит детей к жизни, а не к экзаменам. Поэтому там нет итоговой аттестации, подобной той, которую проходят наши девятиклассники. Ученики могут показать уровень своих знаний, защищая собственные учебные проекты. Национальный тест сдают выпускники старшей школы (гимназии). Из них 60% поступают в университеты. Остальные 40% видят себя работниками среднего звена, выбирают рабочие специальности.
Подводя итоги стажировки, зареченские педагоги сформулировали для себя главное: «Мы увидели, в каком направлении может развиваться сегодня наша российская школа. По сути в образовании Финляндии и Швеции воплощены на практике многие идеи, созвучные тем, что заложены в наших новых образовательных стандартах». Активно внедрять их в школе и предстоит учителям в ближайшие годы.