Люди с давних пор мечтали научиться летать. И некоторым это удалось. Один из таких Валерий Самушкин —
Лестница в небо
Болеет полётами Валерий Васильевич с самого детства. Всё началось с хобби и переросло в дело всей жизни. Еще в школе юный Валера занимался моделированием летательных аппаратов, запускал их в воздух, ездил на соревнования и потихоньку мечтал, как однажды сам оторвётся от земли.
После школы он поступил в пензенский
Он предложил Валерию Васильевичу полетать, и тот согласился. Это была любовь с первого полёта. Валерий признаётся, что таких эмоций никогда не испытывал. Первый раз запомнился ему на всю жизнь.
Первым делом самолёты
— Я вылетал зимой. Помню, что волновался, но в то же время чувствовал себя уверенно. Несмотря ни на что душа моя пела, — рассказывает планерист.
Потом были чемпионаты всесоюзного уровня и призовые места на них. Однако свободный полёт Валерия продолжался не долго. По завершению втуза он пошёл работать на велозавод. Но скоро стало понятно, что если первым делом самолёты, то работать не получится.
— Однажды я уехал на соревнования и отсутствовал на заводе с апреля по сентябрь. Конечно же, мой начальник это заметил. Он вызвал меня к себе и поставил ультиматум: «либо работа, либо полёты». Выбор был очевиден. Оказалось, что в аэроклубе была вакансия, куда я и устроился
В космос после планера
За время работы в клубе, Валерий научил летать многих людей. Некоторые из них стали профессиональными летчиками или планеристами. Но один отличился больше других и полетел в космос.
— Саша Самокутяев в первый раз взлетел именно со мной. Лётная подготовка давалась ему легко и просто. Я учил его почти три года, и он был одним из лучших учеников, — утверждает Валерий.
Несмотря на свой плотный график, космонавт до сих пор поддерживает связь с учителем. Иногда приезжает погостить.
Крушение
Валерий опытный пилот. С начала
— В районе Поима был обрыв линий электропередач. Меня попросили отвезти туда электриков на самолёте. Всё было хорошо, пока на обратной дороге мы не попали в непонятно откуда взявшееся облако. Я не смог оценить степень риска и повёл самолёт в самый центр тумана. Слишком поздно до меня дошло, что пролететь здесь мы не сможем. Я потерял ориентир, не понимал где небо, а где земля и мы упали в поле. Чудо, что все остались живы, — говорит Валерий Васильевич.
После крушения он ушёл из авиационного клуба. Точнее его уволили за разбитый самолёт.
Теперь Валерий Васильевич работает на единственном в России производстве планеров. Пензенские машины высоко ценятся не только у нас, но и за рубежом и занимают первые места на соревнованиях.
Валерий до сих пор летает на планерах. Он пилотировал разные самолёты, но до сих пор убеждён, что лучше свободы планерного полёта нет ничего.