В Пензе создан общественный совет по мониторингу цен на продукты питания. 
После первого рейда по пензенским супермаркетам общественники не выявили повышения цен на социально значимые товары. Чтобы понять, как такое возможно, корреспондент «НГ» отправился вместе с ними на второй рейд.

В этот раз для проверки выбрали два сетевых магазина — «Магнит» и «Спар». В первом народную инспекцию, как ни странно, возмутили ежедневные скидки на определённые группы товаров.

— Эти скидки неправдоподобны. На самих ценниках указана только изначальная стоимость, без учёта скидки. А листок с информацией об акции висит отдельно и снимается легко и просто. Мы уедем, и они исчезнут, — предположила председатель союза пенсионеров Пензенской области Екатерина Баннова.

Также внимание общественников привлекла залежавшаяся, но не просроченная сметана. А вот цены серьёзных нареканий не вызвали. Представители регионального минсельхоза записали минимальные цены в свои блокноты и решили, что «повышения не обнаружено».

— Здесь всё более менее сносно, по сравнению с магазинами рядом с моим домом, — подытожила Екатерина Баннова.

«Чиновники боятся»

Общественный совет был создан по инициативе губернатора области. В теории общественники должны фиксировать изменения на ценниках социально значимых продуктов и, в случае повышения стоимости, сообщать об этом в антимонопольную службу. Но, как водится, на практике всё получается иначе.

Совет условно можно поделить на две части — чиновники и представители всевозможных общественных организаций. Последние реально хотят изменить хоть что-то к лучшему, а задача чиновников — отчитаться перед вышестоящим начальством о проделанной работе. И доклад должен содержать хорошие новости.

Конечно, претензии общественников не всегда оправданны, как в случае со скидками, но лучше так, чем нелепо пытаться скрыть шило в мешке.

— Совет должен состоять из общественников, простых людей, а не из чиновников. Чиновники не могут сказать, что цены растут, боятся что их накажет губернатор, — уверена Екатерина Баннова.


Успокоительный совет

Деятельность общественного совета вызывает массу вопросов. Например, как они определяют, выросла цена или нет? Чтобы это понять, надо сравнить её с каким-то первоначальным значением, установить точку отсчёта. Скажем, посмотреть, как выросли цены в марте по сравнению с январём. Но этой точки отсчёта нет. На деле совет просто сравнивает цены на одни и те же товары в разных сетях.

Вот только тот факт, что в разных магазинах цены отличаются друг от друга, давно известен и без общественного совета. Рыночная экономика в России существует уже почти 25 лет.

Впрочем, и рост цен очевиден без общественников. Каждый пензенец чувствует это на своём кошельке. Поэтому главное предназначение совета — стать голосом общества, обратить внимание властей на сложившуюся ситуацию и указать на конкретные проблемы в сфере ценообразования.

Но вместо этого совет лишь успокаивает пензенцев, повторяя «все хорошо». Правда, лучше от этого не становится. 
Защита от автоматических сообщений