После первого рейда по пензенским супермаркетам общественники не выявили повышения цен на социально значимые товары. Чтобы понять, как такое возможно, корреспондент «НГ» отправился вместе с ними на второй рейд.
В этот раз для проверки выбрали два сетевых магазина — «Магнит» и «Спар». В первом народную инспекцию, как ни странно, возмутили ежедневные скидки на определённые группы товаров.
— Эти скидки неправдоподобны. На самих ценниках указана только изначальная стоимость, без учёта скидки. А листок с информацией об акции висит отдельно и снимается легко и просто. Мы уедем, и они исчезнут, — предположила председатель союза пенсионеров Пензенской области Екатерина Баннова.
Также внимание общественников привлекла залежавшаяся, но не просроченная сметана. А вот цены серьёзных нареканий не вызвали. Представители регионального минсельхоза записали минимальные цены в свои блокноты и решили, что «повышения не обнаружено».
— Здесь всё более менее сносно, по сравнению с магазинами рядом с моим домом, — подытожила Екатерина Баннова.
«Чиновники боятся»
Общественный совет был создан по инициативе губернатора области. В теории общественники должны фиксировать изменения на ценниках социально значимых продуктов и, в случае повышения стоимости, сообщать об этом в антимонопольную службу. Но, как водится, на практике всё получается иначе.
Совет условно можно поделить на две части — чиновники и представители всевозможных общественных организаций. Последние реально хотят изменить хоть
Конечно, претензии общественников не всегда оправданны, как в случае со скидками, но лучше так, чем нелепо пытаться скрыть шило в мешке.
— Совет должен состоять из общественников, простых людей, а не из чиновников. Чиновники не могут сказать, что цены растут, боятся что их накажет губернатор, — уверена Екатерина Баннова.
Успокоительный совет
Деятельность общественного совета вызывает массу вопросов. Например, как они определяют, выросла цена или нет? Чтобы это понять, надо сравнить её скаким-то первоначальным значением, установить точку отсчёта. Скажем, посмотреть, как выросли цены в марте по сравнению с январём. Но этой точки отсчёта нет. На деле совет просто сравнивает цены на одни и те же товары в разных сетях.
Деятельность общественного совета вызывает массу вопросов. Например, как они определяют, выросла цена или нет? Чтобы это понять, надо сравнить её с
Вот только тот факт, что в разных магазинах цены отличаются друг от друга, давно известен и без общественного совета. Рыночная экономика в России существует уже почти 25 лет.
Впрочем, и рост цен очевиден без общественников. Каждый пензенец чувствует это на своём кошельке. Поэтому главное предназначение совета — стать голосом общества, обратить внимание властей на сложившуюся ситуацию и указать на конкретные проблемы в сфере ценообразования.
Но вместо этого совет лишь успокаивает пензенцев, повторяя «все хорошо». Правда, лучше от этого не становится.