За последние пять лет врачебных ошибок в России стало больше в три раза. А около 100 тысяч россиян ежегодно погибают во время оказания медицинской помощи, по данным специалистов СК РФ и Росздравнадзора.

С чем связана такая статистика и каковы дефекты оказания медицинской помощи в Пензе, своим мнением с «НГ» поделился председатель Совета общественных организаций при территориальном органе Росздравнадзора, директор филиала Пензенской страховой медицинской организации Дмитрий Гагаринский. 

Врач и пациент — по разные стороны?

— Существует конфликт системы «врач-пациент», — замечает Дмитрий Анатольевич. — У каждого своя правда. Врач перегружен работой и отчетами, а пациент считает, что идет в больницу за медицинскими услугами, как за хлебом. Здесь проблема общечеловеческая: врач перестал видеть в пациенте пациента, а у того — потребительское отношение к врачу.

Специалисты говорят, что врачей испортила система, которая возникла еще в 90-е годы. Прежняя оказалась сломана, когда государство заставило врачей выживать и зарабатывать деньги, когда посчитало, что здравоохранение — это рынок. И когда появилась иная цель — не лечить пациента, а получать прибыль. Сегодня ситуация меняется, но ее отголоски до сих пор ощущаются.

— Для меня понятие «врачебная ошибка» воспринимается как преступление, — считает наш собеседник. — Страшно, когда человека бросили и не оказали помощь. Одно дело — умышленно, а другое, — когда, к примеру, хирург сделал все возможное, но случилось непредвиденное. Это как риск, который существует в любом деле, и о нем пациент и врач знают. 

Гораздо страшнее, если медицинское сообщество не готово признать свою ошибку и принять меры, чтобы ее не повторять. 

Не рискуйте здоровьем

Однако шансы избежать ошибок, по мнению общественников, существуют. Выявляет и предупреждает недостатки в лечении независимая экспертиза врачей-экспертов. Единичные случаи разбираются на всех уровнях, принимаются в том числе кадровые решения. 

— За год только привлеченными филиалом специалистами подвергнуто экспертизе качества более 62 тысяч случаев оказания медпомощи нашим застрахованным гражданам, — говорит Дмитрий Гагаринский. — В 11 тысячах случаев (18%) мы увидели дефекты, что немало. Причем 30% из них касаются не выполнения порядков и стандартов, в т. ч. неполного обследования, отсутствия консультаций смежных специалистов и т. д. Нанесен ли таким образом урон пациенту? Неизвестно. Но все же настораживает, поскольку тут есть риск для состояния здоровья пациента. 

Именно на качество медпомощи в основном сегодня жалуются пензенцы, а не на нехватку лекарств, как раньше. И причина этого, во-первых, кроется в дефиците кадров, особенно узких специалистов, их квалификации. Отсюда и очереди в поликлиниках, медпомощь, вызывающая нарекания, которые так или иначе создают предпосылки врачебной ошибки. 
Фотоконкурс-2019
Защита от автоматических сообщений