∋
В ее исполнении Васса — расчетливая и жесткосердная бизнес-леди. Властная хозяйка пароходства, владелица завода держит в ежовых рукавицах и свое дело, и своих домочадцев. Она ни на копейку не прибавит жалование рабочим, резко отчитывает уставшую горничную за плохую службу. Да и сама работает не покладая рук. «На мне же — хозяйство», - любит повторять капиталистка.
В ее исполнении Васса — расчетливая и жесткосердная бизнес-леди. Властная хозяйка пароходства, владелица завода держит в ежовых рукавицах и свое дело, и своих домочадцев. Она ни на копейку не прибавит жалование рабочим, резко отчитывает уставшую горничную за плохую службу. Да и сама работает не покладая рук. «На мне же — хозяйство», - любит повторять капиталистка.
Но когда на кону стоит честь семейства, Васса Борисовна готова пожертвовать тысячи. Ради пресечения сплетен, Васса заставляет своего мужа, которому грозит суд за совращение несовершеннолетней, пойти на самоубийство и выпить ядовитый порошок.
Главная героиня властной рукой уверенно ведет свой корабль по волнам жизни не только в бизнесе, но и в семейной жизни. Дома Васса — настоящий диктатор, который без тени сомнения вершит судьбы домочадцев. Она недрогнувшей рукой разрушает любовь своей дочери с военным, которого считает не достаточно богатым. Не моргнув глазом, бизнес-вумен берет на воспитание собственного внука, отняв ребенка у законной матери, своей невестки.
Временами атмосфера спектакля становится нестерпимо гнетущей: запуганные члены семьи, которые не имеют право голоса. Слабые, пьющие мужчины смотрятся достаточно жалко на фоне несгибаемой «железной леди». Зрители в зале тоже погружаются в эту тягостную атмосферу матриархата.
Казалось бы, авторитет богачки в собственной семье непререкаемый. Однако, в реальности ее близкие ненавидят своего тирана и только из-за ее огромных денег подчиняются ее власти. Исключение составляет лишь дочь Людмила, «юродивая», которая любит свою мать абсолютно бескорыстно.
Казалось, что кроме денег «железную леди» не интересует в жизни абсолютно ничего. Но временами и в Вассе просыпается что-то человеческое: желание быть любимой и тоска по простому женскому счастью. Тема эта звучит и сегодня достаточно актуально: трагедия талантливой и сильной женщины в обществе.
В спектакле режиссер поднимает еще одну тему - классового неравенства. Актриса Наталья Прокошкина ярко сыграла роль Рашель – революционерки, которой Васса отказывается отдавать ее сына, своего внука. Жесткий спор Вассы и Рашель олицетворяет противостояние старого и нового мира.
Пензенские зрители тепло встретили премьерный спектакль. В финале поставки актеров благодарили долгими аплодисментами.
Примечательно, что спектакль «Васса и другие» был поставлен московским режиссером Ансаром Халилуллиным и приурочен к 150-летнему юбилею Максима Горького.
Примечательно, что спектакль «Васса и другие» был поставлен московским режиссером Ансаром Халилуллиным и приурочен к 150-летнему юбилею Максима Горького.