Десятки, сотни тысяч и даже миллионы рублей отдают доверчивые пензенцы незнакомцам. Очередную жертву разводят на деньги по отработанной схеме. Например, на номер потерпевшего поступает звонок от сотрудника банка. Вежливый голос сообщает о том, что с банковской карты некто пытается снять денежные средства. Чтобы предотвратить это, мошенники предлагают свою помощь: нужно всего лишь оставаться на линии и сообщить реквизиты карты и код, который поступит в смс-сообщении. После выполнения всех этих шагов жертва обнаруживает, что деньги с ее карты исчезли, а звонили вовсе не из банка.
Спустя некоторое время гражданин обращается в полицию. Причем потерпевшие всегда признаются, что знали и не раз слышали о подобных случаях обмана. Несмотря на это, каждый был уверен, что уж с ним такого никогда не случится.
- Мошенники - хорошие психологи! - уверена начальник отдела информации и общественных связей УМВД России по Пензенской области Ольга Евдокимова. - Они не дают человеку времени на раздумье, воспользовавшись его паникой. В таком состоянии легко потерять бдительность и выдать секретную информацию о карте за считанные секунды.
Кстати, сегодня злоумышленники научились подделывать номера банков - на вашем телефоне может высветиться сообщение с единого номера - 900. Кроме того, они могут назвать имя владельца карты и первые цифры счета. Все эти данные воры берут из соцсетей или сайтов интернет-магазинов.
Причем обычно аферисты звонят утром или вечером, когда человеку сложнее сориентироваться, торопят с ответом, говорят быстро и запутывают профессиональным сленгом.
В Роскачестве, проанализировав подобные преступления совместно с экспертами по кибербезопасности, дали несколько советов, как "раскусить" телефонного афериста. Так, если неизвестный просит назвать код на обороте карты, пароль из смс или кодовое слово, диктует реквизиты для совершения денежного перевода, - знайте: на линии мошенник.
- Вы на 100% не уверены в том, откуда исходит звонок? Попросите собеседника перезвонить позднее, аферисты далеко не всегда перезванивают повторно, предпочитая решать все задачи за один звонок, - предупреждают в ведомстве.